Экономика Кризис-2024 «И в ВТО мы тогда ошибочно вступили»: в Красноярске предложили ударить плановой экономикой по санкциям и безработице

«И в ВТО мы тогда ошибочно вступили»: в Красноярске предложили ударить плановой экономикой по санкциям и безработице

Власти говорят, что пока в экономике всё хорошо, несмотря на пару тревожных новостей

Официальная безработица с начала этого года не увеличилась

Край пока переживает нынешние санкции лучше, чем кризис в пандемию. Об этом представители властей заявили на заседании, посвященном ситуации на рынке труда и санкциям. Официальная безработица с начала этого года не увеличилась, спада производства тоже нет, а в каких-то отраслях даже выросла зарплата. Эти заявления, впрочем, звучали на фоне новостей о забастовке вахтовиков, которым не платили зарплату, и о приостановке работы дивногорского завода «СКАД». Сами участники заседания допустили, что к концу лета последствия санкций будут серьезнее, а чтобы импортозамещение ушедших компаний прошло легче, предложили, например, вернуть плановую советскую экономику. Подробности — в нашем материале.

«Совершенно нетривиальная ситуация»


Встречу 1 июня организовал красноярский Общероссийский народный фронт. Депутат заксобрания и руководитель экономического блока ОНФ Егор Васильев пояснил, что в экономике сейчас сложилась «совершенно нетривиальная ситуация». С одной стороны, по базовым отчетам на рынке труда всё в норме, сказал он. С другой, появляются, например, новости о невыплате зарплаты и забастовке рабочих в поселке Еруда и «постоянные заявления компаний недружественных стран о приостановке деятельности и уходе».

Заместитель краевого агентства труда и занятости Сергей Селюнин сообщил, что сейчас в крае зарегистрированы 12 тысяч безработных. Столько же было в начале года. «С аналогичным периодом прошлого года, когда были ковидные ограничения, сравнивать нелогично, там цифры другие», — добавил Селюнин.

Уровень зарегистрированной безработицы сейчас — 0,8%. Опять же, столько было в январе. А на каждого безработного при этом приходится по шесть-семь вакансий — всего их сейчас 73 тысячи.

По словам Селюнина, принято на работу в крае было 168 тысяч, а уволено — 149 тысяч. «Более глубоко мы не анализировали, у нас не было возможности понять, почему так много уволенных. Учитывая, что в экономике у нас 1,415 миллиона занятых, то увольняется 15%», — отметил он.

Цифры и правда выглядят удивительно — непонятно, какой период имел в виду Сергей Селюнин. Например, в середине мая «Коммерсант» со ссылкой на то же агентство занятости края писал, что в регионе с начала этого года были уволены всего 1100 человек (против 1900 за то же время в 2021-м).

Еще 1500 человек в крае, по словам чиновника, находятся под риском увольнения. На тот же период 2021-го их было 2700, нарушил Селюнин свое обещание не сравнивать показатели с пандемийным годом.

В режиме неполной занятости в Красноярском крае сейчас 1700 человек, работающих в 445 организациях. За аналогичный период 2021-го таких было 1800. Вдобавок к этому в «Коммерсанте» писали, что в Красноярском крае в простое находятся 498 сотрудников (-18% к маю 2021 года). В основном это работники магазинов западных брендов и авиакомпании «Азур эйр», которых отправили на простой из-за санкций.

По словам Селюнина, федерация выделила краю 500 миллионов рублей для того, чтобы сотрудники предприятий в простое могли занять себя на временных и общественных работах. «Законтрактовано» пока 15% от этой суммы.

«Риска высвобождения нет», но есть нюансы

Заместитель министра экономики и регионального развития края Марина Лейман рассказала, что внимание уделяется как крупным предприятиям, так и малым, которые имеют значение для отдельных населенных пунктов.

Среди них 27 системообразующих предприятий, где работают около 77 тысяч сотрудников, а также 220 градообразующих и значимых для экономики компаний в 58 населенных пунктах. По словам Лейман, ухудшений и сокращения производства на них нет.

— Если такие ситуации случаются, — добавила она, — мы каждую организацию знаем в лицо.

Например, со слов замминистра выходит, что кризисная ситуация недавно произошла на заводе холодильников «Бирюса» — без работы могли остаться более 1900 его сотрудников. Но сейчас «риска их высвобождения нет».

— Это не санкционное давление, это не логистика, не поставки, — сказал Сергей Селюнин о причинах проблем на заводе. — Это традиционное и связано с перестройкой конвейера, которая проходила всегда.

С какими конкретно трудностями столкнулась «Бирюса», из обсуждения на заседании непонятно. Если судить по кратким репликам Селюнина и Егора Васильева, то завод потратился на модернизацию оборудования в подготовке к уходу западных компаний, «но те всё никак не уйдут». В приемной «Бирюсы» NGS24.RU заявили, что на предприятии «всё хорошо и все работают», а с руководителем не соединили, потому что он «не заинтересован в общении».

Марина Лейман напомнила про забастовку рабочих в поселке Еруда, где подрядчик золотодобывающей компании «Полюс» не выплатил им зарплату. По словам Лейман, долг за апрель составлял 24 миллиона рублей. После того как о забастовке написали в СМИ, задолженность до конца дня оперативно погасили, отметила замминистра.

Ухудшений в экономике и производстве пока нет, заявили власти

Также на заседании вскользь упомянули, что неполную занятость ввели на дивногорском заводе литых дисков «СКАД». Однако на следующий день выяснилось, что завод вообще приостановил работу из-за падения продаж и производства автомобилей и последующего снижения спроса на диски. Во время простоя на заводе проведут ремонт. На «СКАДе» числится около 650 сотрудников, часть отправят в оплачиваемый отпуск, других на обучение, а некоторые отделы продолжат работу.

Заместитель руководителя агентства развития малого и среднего предпринимательства Антон Нарчуганов рассказал о статистике в своей сфере. В крае в малом бизнесе заняты более 430 тысяч человек. Все показатели по малому и среднему бизнесу, со слов Нарчуганова, «в положительной динамике».

— Хотя эффект от санкций может быть и отложенным и мы его заметим на малом и среднем бизнесе позже, — признал он. Помощь малому бизнесу, со слов Антона Нарчуганова, увеличили до 240 миллионов рублей.

На заседании сообщили, что почти 1900 работников завода холодильников чуть не остались без работы

«Не знаем, что мы замещаем»


Бывший краевой депутат Анатолий Самков мягко раскритиковал спикеров и заявил, что «не услышал проблем и пока всё хорошо». Он спросил, как на рынке труда в крае скажутся уход компаний и необходимость импортозамещения.

— Прекратят летать самолеты, скажем, остановится у нас аэропорт. Что делать? — спросил Самков. — Все мы отслеживаем телеграм-каналы и заявления наших западных недоброжелателей. Они говорят, что уже в июне-июле Россия наиболее четко почувствует результат наложенных санкций.

Марина Лейман ответила, что край отдельно смотрит на ситуации по отраслям:

— Если у нашего аэропорта возникнут проблемы, то мы сразу дадим ему отсрочку по аренде, чтобы они не повышали тариф для перевозчиков.

Она добавила, что министерство как раз получило статистику по отраслям, и в крае наблюдается рост промышленности, а где-то выросла и зарплата.

— Сейчас мы эту статистику анализируем, выясняем, были ли это какие-то разовые всплески — может, люди в отпуска уходили, например, — пояснила заммнистра. — Еще мы общаемся с предприятиями, прогнозируем, с чем они могут столкнуться, чтобы купировать различные ситуации и риски. Например, «Краскон» — мы точно понимали возможные риски из-за недопоставки продукции, когда рушатся схемы и сырье из Германии везут через Китай, например.

Антон Нарчуганов из агентства развития малого и среднего предпринимательства добавил, что в марте они оценили потенциал бизнеса в плане импортозамещения.

— Понятно, что мы завтра не начнем делать процессоры, — поделился прогнозами он. — Но у нас есть хорошие предприятия, которые производят товары бытовой химии, полимеры, и эти предприятия готовы наращивать объемы производства. И для них в крае создан фонд развития промышленности под 3% годовых, что позволит им нарастить объемы и заместить объемы, которые позволят уйти с российского рынка. Сейчас проект в разработке.

А в профсоюзах непрочь вернуть плановую экономику

О том, что «тревожных сигналов пока нет», заявил также председатель «Федерация профсоюзов Красноярского края» Олег Исянов:

— Может быть, организации там пока внутри как-то эти вопросы переживают. Но к нам обращений с просьбами включиться в процессы не поступало.

Впрочем, о санкциях и импортозамещении он высказался более жестко:

— Мы кричали «караул», но нас не слышали, когда закрывали наши крупные предприятия: завод медпрепаратов, ДЗНВА. Мы ушли на Китай и на всё что угодно, и это была стратегическая ошибка. Целлюлозно-бумажный комбинат у нас был, обанкротился, а теперь, когда санкции пришли, оказалось, у нас бумаги нет. И сейчас мы говорим про импортозамещение и в авральном порядке ищем, кто бы где нам что произвел. Благо, не до конца наш малый бизнес убили.

Президент Центрально-Сибирской торгово-промышленной палаты Рафаэль Шагеев и вовсе сказал, что «мы не знаем, что именно мы замещаем».

— Номенклатурного списка продукции, которую надо заместить, у нас, нашей организации нет. Куда идем, какую продукцию выпускаем, сколько кирпичей, сколько цемента, сколько удобрений?

Шагеев раскритиковал статистические данные за то, что их сейчас собирают в «рамках европейских стандартов». Он предложил «не придумывать велосипед» и «вернуть некоторые элементы плановой экономики»: «Переходить на номенклатуру продукции, ставить задачи по цифрам». Олег Исянов поддержал коллегу, сказав, что «не надо стесняться» государственного планирования.

— Надо напрямую говорить: пока не будет четкого государственного плана по номенклатуре, по всему спектру нашей промышленности и экономики, смысла нет, — сбивчиво призывал он. — Пришло время отказываться... И в ВТО [Всемирную торговую организацию] мы тогда ошибочно вступили.

— И это [планирование] не означает отказа от рыночной экономики, особенно в малом и среднем бизнесе, — добавил депутат и член ОНФ Егор Васильев.

Своеобразный итог обсуждению подвел еще один член организации, предприниматель Сергей Петров. Он напомнил прогнозы о том, что в июне-августе эффект от санкций может стать более ощутимым. Также, по его словам, сейчас идет новый кризис — кризис сбыта:

— Парадоксальная ситуация со сбытом продукции. А всё очень просто: резко сырье выросло в цене, отпускные цены подросли и сбыт упал очень сильно. Нам приходится цены снижать, инфляция снижается, потому что продаж-то нет. Что, естественно, бьет по экономике всех предприятий.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства